В этом разделе рассматриваются аспекты планирования аварийного восстановления.
Создание плана аварийного восстановления
Чтобы быть уверенным в том, что в случае стихийного бедствия или аварии, вызванной человеческим фактором, все системы и данные можно будет быстро вернуть к нормальной работе, необходимо иметь хорошо продуманный план аварийного восстановления. При подготовке такого плана нужно учитывать различные сценарии аварий, которые могут повлиять на работу организации, включая стихийные бедствия (например, пожар) и технические аварии (например, сбой двух дисков в массиве RAID-5). При создании плана аварийного восстановления нужно определить, какие действия потребуются для устранения последствий аварии каждого типа. Нужно обязательно протестировать действия по восстановлению для каждого сценария. Корпорация Майкрософт рекомендует проверять надежность плана аварийного восстановления, моделируя аварию.
Планирование аварийного восстановления нужно рассматривать с учетом конкретной среды и потребностей компании. Допустим, при пожаре был уничтожен круглосуточный центр обработки данных. Вы уверены, что сможете его восстановить? Сколько времени займет восстановление, пока система снова не станет доступна? Какое количество пользовательских данных может быть утеряно без серьезного ущерба для работы?
Лучше всего, если в плане аварийного восстановления будет указано, сколько времени займет восстановление и какого окончательного состояния базы данных могут ожидать пользователи. Например, можно определить, что после приобретения оборудования для замены восстановление будет завершено через 48 часов, и можно гарантировать только восстановление данных по состоянию на конец предыдущей недели.
План аварийного восстановления можно структурировать разными способами, включив в него информацию разных типов. Полный план восстановления должен включать в себя следующие элементы:
-
план приобретения оборудования;
-
план установления связи;
-
список лиц, с которыми следует связаться в случае аварии;
-
инструкции по связи с лицами, которым следует сообщить об аварии;
-
сведения о том, кто отвечает за управление планом;
-
контрольный список необходимых задач для каждого аварийного сценария. Для наблюдения за ходом аварийного восстановления рекомендуется отмечать каждую задачу после ее выполнения с указанием затраченного времени.
Обеспечение готовности к аварии
Чтобы поддерживать готовность к аварии, рекомендуется периодически выполнять следующие действия:
-
Тщательно тестируйте процедуры архивации и восстановления, не дожидаясь реальной аварии. Серьезное тестирование позволяет убедиться, что у вас имеются и функционируют все необходимые резервные копии для восстановления после различных сбоев, что все процедуры детально проработаны и записаны, а квалифицированный оператор сможет выполнить их быстро и четко.
-
Выполняйте регулярное резервное копирование баз данных, журналов транзакций и файловой системы, чтобы свести к минимуму возможные потери данных. Рекомендуется архивировать как системные, так и пользовательские базы данных.
-
Обеспечьте безопасность системных журналов. Сохраняйте записи обо всех установленных пакетах обновлений, как для Microsoft Windows, так и для базы данных или системы Microsoft Dynamics AX.
-
На другом сервере (или наборе серверов) протестируйте все шаги, необходимые для восстановления после аварии. При необходимости исправьте шаг в соответствии с серверной средой, а затем протестируйте исправленные шаги.
-
Убедитесь, что вы понимаете и документально оформили права доступа к базам данных и файлам, необходимые для восстановления базы данных и папки приложения и возврата их в рабочее производственное состояние.
-
Учитывайте возможность потери всей инфраструктуры, включая каждый серверный компонент Microsoft Dynamics AX. Кроме того, нужно понимать, как повлияет на реализацию системы Microsoft Dynamics AX потеря контроллера домена.
-
Изучите соответствующую документацию, например руководство по администрированию служб Windows SharePoint Services, чтобы иметь возможность восстановить другие базы данных, которые используются в связке с системой Microsoft Dynamics AX.